Гидропривод
Схема гидропривода станка 5А26 показана на фиг. 73. Лопастный насос 1 производительностью 12 л/мин засасывает масло из бака 2 через обратный клапан 3.
(фиг. 73) Схема гидропривода зуборезного станка 5А26. Полости золотника: а — слив; б — подвод стола; в — зажим патрона; г — подвод масла; д — отвод стола; е — разжим патрона; ж — слив. Положения золотника: I — стол отведен, патрон отжат; II — стол отведен, патрон зажат пружинами; III — стол подведен, патрон зажат давлением масла
Масло поступает в гидросистему через пластинчатый фильтр 4 и направляется в центральную проточку золотника 5, управляемого рукояткой 17. От золотника масло направляется к цилиндру подвода-отвода стола и к цилиндру гидравлического зажимного патрона.
Рукоятка 17 имеет три положения:
I — стол отведен, патрон отжат;
II — стол отведен, патрон зажат силой имеющихся в нем пружин;
III — стол подведен, патрон зажат давлением масла.
Схема работы золотника показана на фиг. 73 слева.
Подвод и отвод стола могут производиться быстро или медленно. При медленном перемещении масло подводится в цилиндр 7 через дроссель 9; если же стол должен перемещаться быстро, то нажимают кнопку, вмонтированную в рукоятку 17. При этом включается электромагнит, управляющий золотником 8, который позволяет маслу поступать к цилиндру 7 в обход дросселя 9. Во избежание удара поршня о днища цилиндра 7 последний снабжен буферными устройствами. При движении поршня справа налево он в конце хода перекрывает трубопровод так, что масло из левой полости цилиндра может вытекать только через дроссель 13. При изменении направления масляного потока открывается обратный клапан 12; поэтому дроссель 13 не препятствует быстрому движению поршня вправо.
Аналогичное устройство, состоящее из дросселя 11 и обратного клапана 10, имеется на правой стороне цилиндра. Цилиндр 7 вместе с поршнем может перемещаться при помощи распределительного барабана и кулисы. Этот механизм должен иметь постоянное натяжение; оно обеспечивается подачей масла в полость 14 между цилиндром 7 и корпусом, в котором он смонтирован.
Гидравлический зажимной патрон находится в рабочем положении, когда масло поступает по трубопроводу 15 и отводится по трубопроводу 16. Масло при этом поступает в центральную проточку А редукционного клапана, пружина которого стремится удерживать его так, чтобы полость А соединялась с трубопроводом В. Одновременно масло поступает в полость Б и стремится передвинуть клапан так, чтобы перекрыть трубопровод В, что и происходит, если давление масла в трубопроводе В окажется больше, чем то, на которое отрегулирована пружина. Если давление в цилиндре упадет в результате утечки масла, то пружина снова переместит клапан и откроет доступ масла в трубопровод В. Если же не будет никакой утечки масла из цилиндра, то давление в нем может все же подняться выше установленного. Поэтому в клапане имеется дроссель 18, через который масло в небольшом количестве отводится в бак. Регулирование пружин производится по манометру 19. Наибольшее давление равно 25 кг/см2, чему соответствует усилие зажима 6440 кг; наименьшее давление равно 3,3 кг/см2, а соответствующее усилие 850 кг.
Когда происходит отжим заготовки, масло поступает в трубопровод 16 и отводится по трубопроводу 15 в бак. При этом редукционный клапан не работает, так как давление в камере Б падает, и золотник под совместным давлением масла и пружины соединяет полость А с трубопроводом Б. Таким образом если патрон применяется для сталкивания детали с оправки, то это производится всегда под полным давлением 25 кг/см2.
Из рассмотрения гидросхемы следует, что расход жидкости на перемещение поршней имеет место в течение весьма незначительного времени по сравнению с временем, в течение которого никакого перемещения не происходит, а жидкость, подаваемая насосом, вытекает через переливной клапан 6, обеспечивающий давление в системе, равное 25 кг/см2. Это обстоятельство позволяет осуществлять смазку станка от общей гидросистемы. Пройдя клапан 6, масло встречает на своем пути клапан 20, отрегулированный на давление 4 кг/см2. Под этим давлением масло поступает по трубопроводу 21 в реверсивную муфту 22. От того же трубопровода отводится масло для смазки люльки. Пройдя клапан 20, масло встречает на своем пути клапан 23, отрегулированный на давление около 2 кг/см2. Между клапанами 20 и 23 включен трубопровод 24, откуда масло поступает на смазку привода и механизма обкатки и в автодозатор 25, при помощи которого производится смазка ползунов. Автодозатор работает от отдельного электродвигателя и через каждые 2,5 часа подает порцию масла в трубопровод 26, подводящий его к ползунам.
Производительность насоса значительно выше, чем расход масла на смазку. Избыточное масло выливается через клапан 23 в трубопровод 27, а затем через полость в корпусе золотника 5 и трубопровод 28 сливается в бак.