Цилиндрические прямозубые шестерни

Цилиндрические косозубые шестерни

 

 

Конические прямозубые шестерни

Конические шестерни с круговым зубом

 

 

Конические шестерни из нержавеющей стали

Червячные зубчатые передачи

 

 

Изготовление зубчатых колес

Вал-шестерни

           

Станки для нарезания конических зубчатых колес дисковыми фрезами

Принцип работы этих станков иллюстрирует фиг. 32, а. Нарезаемое зубчатое колесо в процессе обработки неподвижно, а вращающаяся фреза имеет движение подачи вдоль линии основания ножки зуба.

(фиг. 32) Нарезание конического зубчатого колеса модульной фрезой: О — вершина начального конуса; Он — вершина наружного конуса; Ов — вершина внутреннего конуса

После окончания фрезерования очередной впадины зуба фреза ускоренным перемещением возвращается в исходное положение, а заготовка поворачивается на один зуб (деление) для обработки следующей впадины. По этому принципу работает станок модели ЕЗ-1, внешний вид которого дан на фиг. 33.

(фиг. 33)

Станок имеет двухпозиционный поворотный стол для крепления четырех-восьми заготовок. Одновременно обрабатываются две-четыре заготовки, закрепленные в шпинделях на одной стороне стола. На противоположной стороне стола в это время производится смена заготовок.

Станок имеет следующие четыре движения (фиг. 34).

(фиг. 34) Кинематическая схема станка ЕЗ-1: i1 — гитара деления; i2 — гитара подачи; M1 — однобортная муфта деления; Э — электромагнит включения деления; К, KB — кулачок и включатель поворота стола

1. Вращение инструментального шпинделя, осуществляемое от электродвигателя M1 через сменные шкивы D1/D2 и червячную передачу 6:31.

2. Подача фрезы, осуществляемая перемещением инструментального суппорта по вертикальным направляющим станины. Движение передается от электродвигателя М2 через гитару сменных шестерен, червячную передачу 1:50, дифференциал и коническую передачу на ходовой винт t=10 мм. Настройка гитары t2 производится по требуемой величине минутной подачи s мм/мин. Быстрое возвращение суппорта в исходное положение после окончания прорезки очередной впадины осуществляется включением электродвигателя М3.

3. Поворот заготовки на один зуб (деление) после обработки очередной впадины, осуществляемый электродвигателем М4 через червячную передачу 1:45, гитару сменных шестерен i1, две пары винтовых колес 22:22 и червячные передачи 1:24. Поворот заготовки на один зуб производится за время первого оборота однооборотной муфты M1, включаемой электромагнитом Э. Из этого условия настраивается гитара i1.

4. Поворот стола для смены позиции производится электродвигателем М5 через ременную передачу и червячную передачу 1:84. Включение электродвигателя М5 и освобождение фиксатора стола, не показанного на схеме, производится после обработки всех впадин заготовок включателем KB от кулачка К, вращающегося синхронно с заготовками.

Согласование включения и выключения всех электродвигателей и приводимых ими механизмов производится электрической частью станка посредством системы путевых переключателей и управляемой ими исполнительной аппаратуры.

На станках этого типа может осуществляться только черновая прорезка впадин конических зубчатых колес. Поэтому профиль дисковой фрезы проектируется приближенным, а толщина фрезы назначается из условия ее прохождения в узкой части впадины с учетом оставления припуска на последующую чистовую обработку на станках, работающих методом обкатки.

Время фрезерования одной впадины составляет 5—10 сек. Имеются возможности дальнейшего увеличения производительности процесса за счет применения инструмента, оснащенного твердыми сплавами. (Станок, специально приспособленный для работы твердосплавным инструментом, модель ЕЗ-1.) Предварительная черновая обработка дисковыми фрезами крупных конических колес является эффективным средством увеличения производительности и обеспечивает более рациональное использование тяжелых дорогостоящих зубострогальных станков, применяемых в этом случае только для чистового нарезания.

В некоторых случаях, при отсутствии зуборезного станка, применяется нарезание прямозубых конических колес модульными фрезами. Эти фрезы отличаются от фрез, применяемых для нарезания цилиндрических колес только тем, что их ширина делается меньшей, чтобы фреза могла войти во впадину у внутреннего конца зуба готового зубчатого колеса. Во многих случаях этому условию удовлетворяют стандартные фрезы для цилиндрических зубчатых колес. Модуль выбирается по ближайшим к среднему:

mср=m (1—0,5b:Le)

Заготовки рассчитываются обычным способом, причем принимается некорригированное зацепление (ξ=0; τ=0). Нарезание производят в три прохода; черновой и два чистовых, по одному для каждой стороны зубьев. Ось заготовки устанавливают на станке под углом φм (см. фиг. 32, б)

φм=φ—Δ; tg Δ=hг:Le

При черновом проходе фреза устанавливается по центру. Перед каждым чистовым проходом производится смещение оси заготовки в соответствующую сторону на величину T (фиг. 32, а) и поворот заготовки вокруг своей оси на угол 0, причем

T=su1/2—(su1—su2) Le/2b;

0=57,3 (π/2z—su1—su2/2b sin φ) (в градусах),

где su1 — хордальная толщина зуба фрезы на расстоянии hг от его вершины;

su2 — то же, на расстоянии hi= (1—b:Le) hг

Величины su1 и su2 можно получить непосредственным измерением фрезы при помощи зубомера или определить по чертежу фрезы. Направление смещения и поворота заготовки показаны на фиг. 32, а. Для чистовой обработки противоположной стороны впадины такие же смещение и поворот производятся в противоположном направлении. Угол 0 можно не определять, а поворот заготовки производить практически, обработав одну сторону впадины «как чисто», а другую — до получения требуемой толщины зуба по зубомеру.

При нарезании конических зубчатых колес фасонными фрезами правильный профиль зубьев получается только в одном среднем сечении; в остальных сечениях профиль зуба будет неправильным, поэтому данный способ нарезания можно применять лишь для зубчатых колес низкой точности.

Иногда применяется способ нарезания при помощи модульной фрезы в один проход. При этом способе зубья имеют теоретически точечный контакт, который практически приобретает форму локализованного пятна, подобно контакту зубчатых колес с бочкообразными зубьями. Форма заготовок (фиг. 32, б) несколько отличается от обычной; в связи с этим при геометрическом расчете углы ножек следует определять по формулам

tg γшш (sin φш/zш); tg γкк (sin φк/zк),

где Кш и Кк — коэффициенты для шестерни и колеса.

Высота головки и ножки зуба у наружного торца

hг=mср+0,5b tg γ; hн=1,2mср+0,5b tg γ

Хордальные размеры зуба в среднем сечении можно определять, как для эквивалентных цилиндрических зубчатых колес, имеющих «приведенные» числа зубьев Zш и Zк и модуль mср.

Зубчатые колеса рассматриваемого вида можно изготовлять, если ширина зубчатого венца не превышает (0,25—0,3) Le.

НОВОСТИ КОМПАНИИ
  • Плиты нагревательные для гидравлических этажных прессов

    Для нагревания плит пресса внутри них высверлены по всей длине параллельные соединенные между собой каналы диаметром 15—25 мм. Сечение каналов выбирают расчетным путем в зависимости от вида и параметров теплоносителя и теплотехнических требований, предъявляемых к греющим плитам. Расстояние между каналами 50—100 мм. По способу разветвления и соединения каналов бывают потоки теплоносителя последовательные, параллельные и комбинированные. […]
  • Изготовление аналогов импортных деталей и узлов

    Компания «ИнженерЦентр» реализует программу импортозамещения. На основе современной производственной базы, предприятие готово произвести и поставить в Ваш адрес детали, запчасти, механизмы в сборе для любого импортного оборудования.