Отделка зубьев
I. Способ нарезания и применяемый инструмент: шлифование одним или двумя дисковыми шлифовальными кругами с плоской или конической рабочей поверхностью методом обкатки с периодическим делением.
(рис. 1)
Форма обрабатываемых зубьев: прямые зубья простой или бочкообразной формы.
Состав движений:
А — вращение шлифовальных кругов вокруг своих осей (главное движение);
Б — вращение шлифовальных кругов вокруг оси люльки;
В — вращение заготовки, согласованное с вращением люльки.
Деление осуществляется после обработки каждого зуба.
Область применения способа обработки: шлифование закаленных прямозубых конических колес высшего класса. Длина образующей начального конуса до 200 мм, модуль 2—8 мм.
Применяется главным образом при серийном и массовом производстве, а также при изготовлении эталонных зубчатых колес.
II. Способ нарезания и применяемый инструмент: шлифование цилиндрическим чашечным шлифовальным кругом с конической рабочей поверхностью — методом обкатки с периодическим делением.
(рис. 2)
Форма обрабатываемых зубьев: круговые зубья нормального типа.
Состав движений:
А — вращение шлифовального круга вокруг своей оси (главное движение);
Б — вращение шлифовального круга вокруг оси люльки;
В — вращение заготовки, согласованное с вращением люльки.
Деление осуществляется после обработки каждого зуба.
Область применения способа обработки: шлифование зубчатых колес с длиной образующей 50—420 мм и модулем 3—15 мм.
Применяется главным образом при мелкосерийном производстве, а также для обработки особо ответственных зубчатых колес серийного и массового производства.
III. Способ нарезания и применяемый инструмент: шлифование коническим чашечным кругом без обкатки, с периодическим делением.
(рис. 3)
Форма обрабатываемых зубьев: круговые зубья прямолинейного профиля.
Состав движений:
А — вращение шлифовального круга вокруг своей оси СС’ (главное движение);
Б — качание шлифовального круга вокруг оси ОО’, проходящей через центр О дуги кругового зуба;
В — подвод круга на время обработки зуба;
Г — отвод круга на время деления;
Д — деление.
Область применения способа обработки: шлифование колес (больших из пары) при передаточном числе пары не менее 3, для полуобкатных передач автомобильного типа — в условиях массового производства.
IV. Способ нарезания и применяемый инструмент: притирка, т. е. приработка обрабатываемого зубчатого колеса с парным или специальным притирочным зубчатым колесом с применением абразивной смеси.
(рис. 4)
Форма обрабатываемых зубьев: зубья любой формы.
Состав движений:
А — вращение притираемых зубчатых колес (сначала в одну, а затем в другую сторону);
Б — вертикальное осциллирующее движение оси колеса;
В — то же в направлении оси колеса ОС; движения Б и В согласованы между собой по величине перемещений и во времени так, чтобы зона контакта зубьев перемещалась в процессе обработки. Это делается для того, чтобы при притирке не нарушалась бочкообразность зубьев;
Г — тормозной момент, обеспечивающий контакт зубьев.
Область применения способа обработки: применяется для обработки закаленных зубчатых колес, а также для закаленных и шлифованных, главным образом для улучшения чистоты поверхности зубьев. Этим способом можно в небольшой степени улучшить характер пятна контакта.
V. Способ нарезания и применяемый инструмент: нагартовка, т. е. прикатка обрабатываемого сырого зубчатого колеса к закаленному инструментальному или парному колесу с применением противо-задирной смазки.
Форма обрабатываемых зубьев: зубья любой формы.
Состав движений: движения такие же, как при притирке, но вместо торможения ведомого колеса прикладывается усилие, прижимающее шестерню к колесу (в направлении ОС).
Область применения способа обработки: применяется для сглаживания поверхности незакаленных зубчатых колес (главным образом шестерен) при массовом и серийном производстве.
VI. Способ нарезания и применяемый инструмент: шевингование.
Форма обрабатываемых зубьев: круговые зубья.
Состав движений: шевер, выполненный в виде плоского колеса со вставными круговыми зубьями, вращается в зацеплении с обрабатываемым зубчатым колесом, прижатым к инструменту. Ось шевера скрещивается (не пересекается) с осью обрабатываемого зубчатого колеса; образующееся продольное скольжение зубьев является главным движением резания.
Область применения способа обработки: может применяться для чистовой обработки незакаленных зубчатых колес. Находится в стадии экспериментальной и производственной проверки.